50 лет фильму «Доживём до понедельника»

В 1968 году на экраны вышел фильм режиссера Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника» с Вячеславом Тихоновым и Ириной Печерниковой в главных ролях.

28 октября 1968 года состоялась премьера фильма «Доживём до понедельника», снятого режиссёром Станиславом Ростоцким. Несколько ранее фильм показали делегатам II Всесоюзного съезда учителей, проходившего 2-4 июля 1968 года в Москве. После просмотра фильма зрители стоя аплодировали его создателям и актёрам.

Картина была признана лучшим фильмом 1968 года по опросу журнала «Советский экран». Фильм получил Золотой приз VI Международного кинофестиваля в Москве (1969) и Государственную премию СССР (1970).

На фильм долго не давали разрешение в Госкино. И директор Киностудии имени Горького Г. Бритиков принял решение снимать картину, не дожидаясь одобрения в высоких инстанциях. Станислав Ростоцкий вспоминал: «Мы послали в Госкино литературный сценарий, потом режиссёрский, но ответа всё не было и не было. Тогда Бритиков на свой страх и риск принял решение начать съёмки. По тем временам это было неслыханно и грозило ему большими неприятностями. Мы прекрасно понимали, что каждую минуту фильм могут закрыть, поэтому съёмки проходили очень быстро — мы сняли фильм всего за три с половиной месяца».

На главную роль учителя Мельникова был приглашён Вячеслав Тихонов, который после выхода картины «Война и мир» собирался было уходить из кино — настолько ему не понравился созданный им образ Андрея Болконского. Но тут ему позвонил Ростоцкий с предложением попробовать свои силы в новом фильме «на современную тему», сыграть роль учителя. Тихонову, прожившему четыре года в мире Толстого, предлагаемая роль показалась мелкой, безликой. Но режиссёр настаивал: «Если ты мне друг — ты должен играть».

В то же время автор сценария Георгий Полонский рассказывал, что он не хотел, чтобы главную роль Ильи Семеновича Мельникова играл Вячеслав Тихонов. Ему он казался слишком красивым и благополучным для своего любимого героя.

Кадры из фильма «Доживем до понедельника»

Актеры и роли:

Вячеслав Тихонов — Илья Семёнович Мельников, учитель истории;
Ирина Печерникова — Наталья Сергеевна Горелова, учительница английского языка;
Нина Меньшикова — Светлана Михайловна, учительница русского языка и литературы;
Ольга Остроумова — Рита Черкасова, ученица;
Игорь Старыгин — Костя Батищев, ученик;
Юрий Чернов — Сыромятников, ученик;
Любовь Соколова — Левикова, мать Вовы;
Валентина Телегина — школьная нянечка;
Нина Гребешкова — Аллочка, учительница химии;
Михаил Зимин — Николай Борисович, директор школы;
Ольга Жизнева — Полина Андреевна, мать Мельникова;
Дальвин Щербаков — Боря Рудницкий, бывший ученик Мельникова;
Надир Малишевский — телеведущий;
Людмила Архарова — Надя Огарышева, ученица;
Валерий Зубарев — Генка Шестопал, ученик;
Роза Григорьева — Света Демидова, комсорг;
Аркадий Листаров — Вова Левиков, ученик-двоечник;
Виктория Чаева — учительница;
Герман Качин — Игорь Степанович, учитель физкультуры;
Клавдия Лепанова — Клавдия Сергеевна, учительница;
Софья Гаррель — Раиса Павловна, учитель математики;
Нина Емельянова — Таисия Николаевна, учительница 1-го А;
Софья Пилявская — учительница;
Яков Ленц — старый учитель географии;
Виктор Маркин — учитель

Режиссер: Станислав Ростоцкий;
Сценарист: Георгий Полонский;
Оператор: Вячеслав Шумский;
Композитор: Кирилл Молчанов;
Художник: Борис Дуленков;
Страна: СССР;
Производство: Киностудия им. М.Горького;
Год: 1968;
Премьера: 28 октября 1968.

Сюжет и содержание фильма «Доживём до понедельника»

Картина описывает три дня из жизни 9-го класса обычной советской средней школы: четверг, пятница, суббота в середине осени.

В школу пришла преподавать английский язык недавняя выпускница школы Наташа Горелова (Ирина Печерникова). Историю в этой школе преподаёт бывший наставник Наташи — Илья Семёнович Мельников (Вячеслав Тихонов).

Любимец учеников и талантливый педагог, Илья Семёнович, несмотря на солидный возраст, холост, живёт с матерью (Ольга Жизнева). Он настолько прям, принципиален и требователен к другим, что часто создаёт конфликты. Так, в резкой форме он выговаривает учительнице начальных классов Таисии Николаевне за её неграмотную речь («я им говорю не ложьте, а они ложат»), матери двоечника Левикова (Любовь Соколова), которому вопреки совести «натянул» тройку, ученице за её отца, приславшего письмо с несогласием с выставляемыми его дочери оценками. В Мельникове зреет внутренний конфликт — ощущения возраста, невоплощённость идеалов молодости, несовершенство мира, слабая возможность изменить его, неблагодарность учеников, невозможность ответить на чувства молодой коллеги Натальи Сергеевны отзываются болью в его сердце.

Илью Семёновича окружают разные люди, у каждого из которых собственные сложности в жизни. Завуч Светлана Михайловна (Нина Меньшикова), преподаватель литературы с двадцатилетним стажем, назидательна, суха и строга, она страдает от несложившейся личной жизни, пытается найти смысл в работе учителем, втайне даже от самой себя ревнует Мельникова и к работе, и к ученикам, а теперь и к Наташе Гореловой. Девятиклассник Гена Шестопал (Валерий Зубарев) влюблён в одноклассницу Риту Черкасову (дебютная роль Ольги Остроумовой), но она не воспринимает его всерьёз, ей нравится циничный неформальный лидер класса красавчик Костя Батищев (Игорь Старыгин).

Четверг

В течение первого дня выясняется «расстановка сил». Общую ловлю полетевшей во время урока английского по классу вороны возглавила молодая учительница, но после неодобрительной оценки её поведения Мельниковым она занимает жёсткую позицию по отношению к ученикам. Те, будучи категорически против такой «подмены», бойкотируют следующий её урок.

Музицирующему после уроков Мельникову в пустом полутёмном актовом зале Светлана Михайловна, давно и безнадёжно влюблённая в коллегу-историка, пытается навязать ему беседу в свойственной ей назидательной манере, пеняет ему на изменившийся не в лучшую сторону характер, намекает, что, как и она, он тоже одинок, пытается петь (довольно неплохо) популярную песню «В нашем городе дождь…».

Илья Семёнович, совершенно не понимающий истинных мотивов отношения к нему коллеги-завуча, отвечает неохотно, подлавливает собеседницу то на фальшивой ноте, то на незнакомстве со стихами Баратынского, и в конце «серьёзным тоном» сообщает ей о «новых оценках творчества поэта».

Случайно встретившийся Илье Семёновичу на улице бывший ученик, его любимец, одноклассник Наташи Гореловой Борис Рудницкий (Дальвин Щербаков), неприятно поражает его цинизмом — проезжая в служебном автомобиле, тот с оттенком превосходства обсуждает в том числе и работу Мельникова.

Мать безрезультатно пытается разговорить Илью Семёновича, из-за собственных переживаний он не в настроении разговаривать, но устраивает телефонный розыгрыш Наталье Сергеевне. Перезвонив, он советует не сильно переживать из-за детских выходок.

Пятница

Утром в учительской Мельников устраивает разнос Таисии Николаевне. Затем он, как классный руководитель, выходит во двор и доказательно объясняет неявившимся на урок английского ученикам их неправоту, приводя их в смущение и своим авторитетом, и авторитетом приведённых им исторических примеров, а Наталья Сергеевна просто извиняется перед ними. Класс дружно идёт на урок.

Илья Семёнович заходит в свой кабинет, совмещённый со школьным музеем, и видит уборщицу (Валентина Телегина), «проводящую экскурсию» с первоклассниками. Мельников неприятно поражён столь «равноценной» заменой внезапно заболевшей Таисии Николаевны.

Девятиклассники пишут сочинение с темами на выбор: «Образ Катерины» («Гроза») или «Базаров и Рахметов» («Отцы и дети») и «Моё представление о счастье». Большинство выбирает последнюю, «вольную» тему. Откровенное и искреннее сочинение о счастье, написанное Надей Огарышевой, вызывает негодование Светланы Михайловны. Сочинение читают вслух, и класс вовсе не разделяет возмущение учительницы.

Шестопал весь сдвоенный урок украдкой смотрит на Черкасову. В результате его сочинение так и остаётся состоящим из одной фразы: «Счастье, по-моему, это когда тебя понимают!». Причём это «по-моему» Гена в итоге зачеркивает, придав своему тезису универсальный характер. Разумеется, Шестопал и не подозревает, что довольно точно цитирует Конфуция и что его собственной жизненной ситуации мысль древнего философа, вообще говоря, соответствует полностью.

У Ильи Семёновича спонтанно возникает тяжёлый разговор с директором школы Николаем Борисовичем (Михаил Зимин), его старейшим другом, не только однокурсником, но и однополчанином («…Я слышал, будто наш директор Илью Семёныча из окружения раненого вытащил. Правда? — Правда»). Мельников, как ему самому кажется, неспособный дальше работать в обстановке беспринципности и лицемерия, нарастающих в обществе, на самом деле боится оставаться рядом с откровенно влюблённой в него молодой красавицей Наташей Гореловой. Директор сдаётся и соглашается дать Мельникову отпуск. Обрывки разговора слышит задержавшийся в приёмной директора двоечник Сыромятников (Юрий Чернов).

При обсуждении сочинения Нади в классе Гена Шестопал резко высказывается о «принципе У-2», на котором построены отношения учеников с учителем: «первое У — угадать, второе У — угодить».

После собрания Гена и Рита в спортзале школы рассуждают о любви. Черкасова говорит, что с ней Генка не может рассчитывать на взаимность из-за маленького роста («Ты, Геночка, маленький, я такой в седьмом классе была, как ты сейчас»), на что Гена отвечает: умом он понимает, что она «не луч света в тёмном царстве», но главное, оказывается — самому находиться в состоянии влюблённости. В девятом классе подростки только начинают открывать для себя вечные истины («Я и сам только позавчера это понял…»). Шестопал словно завершает своё недописанное сочинение и, не подозревая об этом, в итоге приходит к той же формулировке, что и великий китайский мудрец, самостоятельно и в точности.

Суббота

Наталья Сергеевна просит разрешения присутствовать на уроке Ильи Семёновича в 9в, темой которого выступает революция 1905 года, восстание на крейсере «Очаков», личность и трагическая судьба его руководителя лейтенанта Шмидта. Илья Семенович ведёт урок в присущей ему неформальной манере, открывая ученикам смысл исторических событий и мотивы поступков их участников. Его страстный рассказ ярко контрастирует и с дремучим невежеством главного двоечника Сыромятникова («Значит, так. Политика царя была трусливая и велоромная. — Какая?! — Велоромная. — Вероломная! То есть ломающая веру, или предательская»), и с демонстративным цинизмом гордости класса Кости Батищева («Вместо решительных действий Шмидт посылал телеграммы царю, требовал от него «демократических свобод»… В общем, пользы от этого геройства было немного. — Бедный, бедный лейтенант Шмидт! Если бы он только слышал этот посмертный строгий выговор»).

В учительской Светлана Михайловна обнаруживает пепел от сожжённых тетрадей с сочинениями девятого «В» и пояснительную записку язвительного содержания, да ещё и в стихах. В содеянном — перед реальной угрозой почерковедческой экспертизы — сознается Гена Шестопал, и его уводят в кабинет к директору — «с вещами». Илья Семёнович прерывает урок и уходит, чтобы защитить своего ученика, а класс, тем временем, обсуждает пущенный Сыромятниковым слух, что Мельников собирается уйти из школы.

Сумевший отстоять Гену Шестопала Илья Семёнович, вернувшись в класс одновременно со звонком, произносит: «А теперь мы должны проститься». Минуту молча вглядывается в глаза учеников и, смущённый невольно произведённым эффектом, уточняет, что прощается до понедельника.

Источник: stuki-druki.com

Добавить комментарий