Президент обещает прорыв благодаря национальным проектам. Объясняем, что это за проекты (и что с ними не так)

Национальные проекты должны заменить собой «Майские указы» и дать возможность для прорывного развития всей страны. Основной целью заявлена борьба с бедностью, и это действительно актуально. Но скептицизм по поводу этих проектов остается, и мы объясним вам простыми словами, почему.

Для чего были созданы национальные проекты?

В мае 2012 года, после избрания президентом в третий раз, Владимир Путин подписал ряд указов, которые впоследствии назвали «Майскими». Это набор из 11 разных документов, в каждом из которых были поручения. Всего поручений было 218, но россияне по большей части запомнили социальный блок.

Наверное, самыми важными в нем были поручения по повышению зарплат работникам бюджетных учреждений – врачам, медсестрам, преподавателям, учителям, воспитателям, работникам культуры. Все они должны были получать не меньше 1 или 2 средних зарплат по регионам. По замыслу, исполнение этих поручений должно было ликвидировать социальную несправедливость с низкими зарплатами бюджетников. Еще там была масса других поручений, например, ликвидировать очереди в детские сады до 2017 года.

Но потом пришел 2014 год, а за ним и 2015-й. Кризис серьезно ударил по государству и доходам россиян. Большая часть регионов не выполнила указы по социальному блоку, так как на это не хватило денег.

Затем наступает 2018-й год, и проходят новые выборы. После них президент объявляет о том, что стране в обозримом будущем нужно совершить настоящий прорыв. Для этого создаются «Вторые майские указы» – теперь достигать поставленных целей нужно через так называемые Национальные проекты.

И так как для реализации проектов нужны деньги, было решено увеличить ставку НДС с 18 до 20%, также был повышен возраст выхода на пенсию (хоть это напрямую и не связывалось с национальными проектами).

Читайте также: Студенты смогут менять специальность с третьего курса и учиться по смежному направлению. Но как именно, никто не знает

В чем состоит их суть?

Проектов теперь 13: они сгруппированы по 3 категориям: Человеческий капитал, Комфортная среда для жизни и Экономический рост. В каждом из национальных проектов объявляются федеральные проекты, которых 78.

Объем финансирования достаточно большой, это можно увидеть на картинке из правительственного материала:

Общие расходы на проекты составят 25,7 триллионов рублей за 5 лет, большую часть из которых даст федеральный бюджет (13,2 триллиона, или чуть больше 51%).

Теперь по каждому национальному проекту расписаны федеральные проекты, а по ним есть четкие цели, объемы финансирования и ответственные лица.

Например, открываем проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Видим, что в 2024 году 50,9% дорог регионального значения должны соответствовать нормативным требованиям (а сейчас это всего 43,1%). В городах нормальными должны стать 85% дорог вместо 42% в текущем состоянии. На эти и другие цели будет потрачено 4 779,7 миллиардов рублей, а отвечают за проект 3 человека:

То есть, по идее, можно будет каждый год отслеживать состояние дорог регионального значения, и если нормальных из них будет меньше плана – известно, с кого нужно спрашивать.

Правда, возникает другой вопрос – что может грозить этим чиновникам за срыв проекта, кроме увольнения?

В любом случае, подход в национальных проектах стал не таким, как в «Майских указах». Они, кажется, больше приближены к жизни и более подробно расписаны.

И что же с ними не так?

Как всегда, не обошлось без традиционных в России проблем. Например, проекты реализуются уже год (какие-то стартовали с 1 октября 2018 года, другие – с 1 января 2019-го), но какого-то прорыва мы пока не ощутили.

Читайте также: Центробанк уже подготовил дизайн новых 100 рублей. А с 2022 года запускает проект по сбору монет у населения

И с этим мнением согласны ревизоры – Счетная палата. Ведомство Алексея Кудрина подготовило отчет об исполнении проектов за первое полугодие 2019 года. Как оказалось, деньги, которые государство исправно выделяет на амбициозные цели, попросту не используются. Хуже всего дела обстояли у проекта «Цифровая экономика» – по нему за полгода освоили всего 8,3% денег, а еще 3 проекта смогли освоить менее 25% денег (то есть, менее половины за полугодие).

К октябрю 2019 года ситуация не показала особого улучшения: например, один из самых важных проектов – кредитование малого бизнеса – выполнили менее чем на 0,1%. Да, из триллиона рублей успели выдать только 68,8 миллиардов. Но, как оказалось, и сами предприниматели не готовы пока брать кредиты (видимо, их смущает процентная ставка).

С экономическим ростом дела обстоят тоже не лучшим образом, он теперь прогнозируется на уровне менее 1%, хотя план на ближайшие годы – не менее 3% роста в год.

По еще одной ключевой цели – борьбе с бедностью – прогресса тоже не видно (хоть власти и обещают рост соцвыплат выше, чем инфляция).

И еще. Когда повышали ставку НДС, власти обещали эффективно использовать «лишние» деньги. Но в этом году у бюджета будет рекордный профицит, а бюджетные деньги просто не успевают освоить.

Другими словами, государство взяло у людей больше, чем смогло использовать. О каком же прорыве тогда можно говорить?

следующий материал:

Судебные приставы ловили должников, которые поехали к морю на «майские» – оборудовав блокпосты прямо на трассе

Источник: bankstoday.net

Добавить комментарий