В ФАС хотят лишать свободы за организацию картелей. Эксперт объясняет, почему так делать не стоит

Руководитель антимонопольной практики RBS Анастасия Яремчук считает, что реальный тюремный срок – избыточная мера наказания.

комментирует:
Анастасия Яремчук
руководитель антимонопольной практики RBS 09.10.2019 Министерства Артём Васильев Комментарии

После нескольких лет обсуждения Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) подготовила новый законопроект, которым вводится уголовная ответственность за организацию картелей (сговор нескольких участников рынка для устранения конкуренции).

Если сейчас за организацию картеля полагаются штрафы в размере от 3 до 15% выручки его участника (причем на том рынке, где выявлен картельный сговор), то ФАС предлагает наказывать за это реальными тюремными сроками – до 6 лет лишения свободы для руководителей компаний и до 5 лет для рядовых сотрудников.

Предпринимательское сообщество, естественно, восприняло законопроект резко негативно. Мэр Москвы Сергей Собянин даже направил письмо Дмитрию Медведеву, где указывает на возможные риски.

Специально для ВanksToday.net ситуацию комментирует руководитель антимонопольной практики RBS Анастасия Яремчук:

«Безусловно, изначально планируемые поправки в антикартельное законодательство были направлены на обеспечение защиты добросовестных предпринимателей. Однако его неоднократные переработки и модификации привели к возникновению существенных рисков необоснованно и чересчур «карательного» привлечения к ответственности.

Так, не стоит забывать о специфике доказывания по данной категории дел. Картели – это так называемые нарушения «per se», когда антимонопольный орган освобожден от обязанности доказывать ограничение конкуренции. То есть к рассмотрению дел именно по картельным соглашениям применяются пониженные требования к доказыванию. Ввиду того, что по ст. 178 УК РФ за картели привлекаются к уголовной ответственности субъекты, нарушившие в соответствующей части антмонопольное законодательство, такие же (пониженные) требования к доказыванию совершения преступления предъявляются и к работе правоохранительных органов.

При таких данных неудивительно волнение бизнес-сообщества за высокую вероятность привлечения к уголовной ответственности с наказанием в виде реального лишения свободы на срок, приравненный к тяжким преступлениям против личности и общественной безопасности, при условии отсутствия обязанности доказывания действительного влияния картеля на рыночные отношения.

Кроме того, также следует отметить отсутствие международного опыта по привлечению к уголовной ответственности за картели бенефициаров, акционеров.

В то же время представляется возможным согласиться с поправками в части привлечения к уголовной ответственности заказчиков за сговор с участниками торгов, поскольку длительное пребывание в Уголовном кодексе РФ ответственности лишь участников госзакупок фактически приводило к освобождению заказчиков от соответствующей ответственности за действия, направленные на ограничение конкуренции на торгах, предоставление преимуществ конкретным участникам и пр. Однако именно сговор с заказчиками представляется наиболее опасным видом антиконкурентных соглашений, как осложненных властным элементом».

— руководитель антимонопольной практики RBS Анастасия Яремчук

Автор: Артем Васильев

 

следующий материал:

Судебные приставы ловили должников, которые поехали к морю на «майские» – оборудовав блокпосты прямо на трассе

Источник: bankstoday.net

Добавить комментарий